Тихие перемены

Деревня Бивапур, о которой упоминалось в книге «День мира» двадцать пять лет назад, находится чуть ли не в самом центре Индии. Но попасть в нее из Дели оказалось не легко. Пришлось лететь самолетом до Нагпура, ехать поездом до Вардха, а затем на автомобиле до Вайгаона. В деревню мы добирались пешком по узкой, изрытой недавними ливнями тропинке.

У околицы высоко вверх взметнулись вечнозеленые тамаринды. Под их тенью стоят дома наиболее зажиточных крестьян. Входим наугад в один из домов. На широком дворе, окруженном длинными глинобитными домами с черепичными крышами, нас встретил хозяин, крепкий и полный энергии старик, Читраджи Тукарам. У него семьдесят акров земли, и он чувствует себя хозяином положения в деревне. На вопросы Тукарам отвечает медленно и, видно, не очень охотно.

— Как и все здесь, сею хлопок, джовар, пшеницу и стручковые культуры, главным образом тур и чечевицу,— говорит Тукарам.— Часть земли сдаю в аренду. Снимаем один урожай в год.

Один урожай в год! И это в краю, где круглый год солнце, где плодородна земля и неглубоки грунтовые воды. Здесь можно было бы снимать в год и два, и три урожая. Но для этого нужно орошение, а на его устройство требуются средства, и немалые. Между тем большинство жителей деревни — бедняки. Денег у них нет.

Вот, например, двор безземельного крестьянина Чиркута Бхагван Баваие. Здесь сгрудились четыре жалкие лачуги, в которых живут братья Баване со своими семьями. У них все общее — таков обычай. Один из них — деревенский сторож, трое остальных — батраки. Братья Баване — неприкасаемые из группы манг. Только семья Баване по традиции выносит из деревни павшую скотину, обдирает и продает шкуры. Это ремесло считается самым позорным. Занимаются им только неприкасаемые…

Двадцать пять лет назад в книге «День мира» рассказывалось о другой индийской деревне, где представители высших каст не позволяли детям неприкасаемых ходить в общую школу и, запугивая непокорных родителей, вливали керосин в колодцы для неприкасаемых.

В Бивапуре кастовые барьеры теперь перестали быть столь резкими. Но все-таки они еще крепки.

— У нас случается, что богатый женится на бедной, но одной с ним касты,— сказал мне зажиточный крестьянин из касты кунби, Ханумантрао Говиндрао.— Но самый бедный человек, если он из высшей касты, никогда не возьмет в дом даже богатую невесту из низшей касты.

Дом Ханумантрао — самый высокий и просторный в деревне. Двор чисто выметен. Сегодня здесь собрались уважаемые люди деревни, старики, сельское начальство. Усевшись на полу на травяных циновках, крестьяне пытаются припомнить, какие же здесь произошли изменения за последние двадцать пять лет.

Завязывается беседа.
— Дома все те же. Только стены меняли при обвалах.
— Поселились две-три новые семьи, да и те родственники из соседней деревни.
— Деньги стали дешевле.
— Живем, как жили. Власти нас не беспокоят…
— Тогда ели один джовар, и сейчас тоже.

И вдруг новый голос:
— Чувствуем, что теперь свобода. Школу в деревне выстроили. Дети учатся.

Тихо текла жизнь деревни. Об этом говорят и скупые, но красноречивые цифры: вместо семидесяти четырех батраков стало сто двадцать пять. Двадцать пять лет назад в деревне было триста сорок душ населения, сейчас — триста пятьдесят девять. Пахотная земля уменьшилась на двести десять акров.

Ни радио, ни электричества во всей деревне нет. Люди рано ложатся спать и встают на заре. Поэтому им почти не приходится пользоваться и керосиновыми лампами. Да и где взять керосин, если в деревне нет ни одной лавки.

Изменений немного, и, может быть, о Бивапуре не стоило бы и говорить, если бы не была она типичной для многих глубинных деревень страны.

Сельское хозяйство, которым занято семьдесят процентов населения страны, продолжает пребывать в состоянии полузастоя. Эту слабость невозможно преодолеть без радикальных аграрных реформ.

И все-таки какой-то сдвиг произошел. Вместо трех-четырех грамотных стало сорок пять. Самое большое здание в деревне — недавно выстроенная школа.
Обучение ведется на родном языке — маратхи. И дети всех каст сидят в одном классе. Четверо юношей уже окончили среднюю школу. При колониальном режиме и это было немыслимо.

В жизнь деревни вошло новое слово, которое перевернуло понятие людей обо всем, окружающем их. Это слово — Бхилаи. Один из местных юношей со средним образованием, Шамбрао Бабурао Нивал, работает на металлургическом гиганте. Его письма отцу, деревенскому старосте (патилу), читаются всей деревней. Юноша рассказывает о братской помощи советских людей, о заводе, кующем счастье, будущее Индии. Эти вести, конечно, обходят всю деревню, будоражат, заставляют думать о новых делах, о благе всего народа. Люди узнают новости из большого мира и надеются на лучшую жизнь.

Обучение ведется на родном языке — маратхи. И дети всех каст сидят в одном классе. Четверо юношей уже окончили среднюю школу. При колониальном режиме и это было немыслимо.

В жизнь деревни вошло новое слово, которое перевернуло понятие людей обо всем, окружающем их. Это слово — Бхилаи. Один из местных юношей со средним образованием, Шамбрао Бабурао Нивал, работает на металлургическом гиганте. Его письма отцу, деревенскому старосте (патилу), читаются всей деревней. Юноша рассказывает о братской помощи советских людей, о заводе, кующем счастье, будущее Индии. Эти вести, конечно, обходят всю деревню, будоражат, заставляют думать о новых делах, о благе всего народа. Люди узнают новости из большого мира и надеются на лучшую жизнь.

Обучение ведется на родном языке — маратхи. И дети всех каст сидят в одном классе. Четверо юношей уже окончили среднюю школу. При колониальном режиме и это было немыслимо.

В жизнь деревни вошло новое слово, которое перевернуло понятие людей обо всем, окружающем их. Это слово — Бхилаи. Один из местных юношей со средним образованием, Шамбрао Бабурао Нивал, работает на металлургическом гиганте. Его письма отцу, деревенскому старосте (патилу), читаются всей деревней. Юноша рассказывает о братской помощи советских людей, о заводе, кующем счастье, будущее Индии. Эти вести, конечно, обходят всю деревню, будоражат, заставляют думать о новых делах, о благе всего народа. Люди узнают новости из большого мира и надеются на лучшую жизнь.

При заключении делового контракта стоит проверить своих партнеров. В таком случае детектив в Германии подойдет как нельзя кстати. В короткие сроки Вы получите всю необходимую информацию.


Leave a Reply

Опрос

Сколько Вам лет?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...
Счетчик

Яндекс.Метрика

Азартные развлечения на online-vulcancasino.com в бесплатном режиме