Пещеры. Являлись ли они жилищем первобытных людей?

3463463478776252532Традиционно считается, что первым жилищем древних люден являлись естественные углубления в горах и скалах. Даже термин соответствующий был придуман — «троглодит» (человек, живущий в пещерах). Данную версию подтверждают многочисленные находки. Во всех школьных учебниках и энциклопедиях упоминаются наиболее известные пещеры-жилища, такие как Альтамира в Испании, Киик-Коба в Украине, Тешик-Таш в Узбекистане. В них обнаружены памятники материальной и духовной культуры первобытных людей: орудия труда, на¬скальная живопись, захоронения…

Однако говорить о том, что именно пещера является первым жилищем наших древних предков, было бы большим заблуждением. Тот факт, что множество предметов человеческой культуры обнаружили в углублениях в горах и скалах, где они нередко хранились в течении тысячелетий, привел людей несведущих к ошибочному предположению. Например, известный немецкий ученый-этнограф Ю. Липе считает, что пещера была первым решением существовавшей, возможно, уже в доисторические времена жилищной проблемы. Однако, как оказалось, первобытные люди гораздо чаше селились вне пещер. Люди использовали углубления в горах и скалах либо только для временно¬го пребывания (например, в период длительной охоты на пещерного медведя), либо — что было чаше — в сакральных целях. Так, самые знаменитые пещеры на поверку оказывались не столько индивидуальны¬ми «норками», сколько общественными помещениями для совершения ритуала. Этим и объясняется большое количество наскальной живописи на их стенах и сводах, а также наличие захоронений и остатков костров, сотни лет горящих на од-ном и том же месте.

Действительно, трудно предположить, что первобытные люди не только украшали свое повседневное жилище весьма сложной, передающей определенную информацию живописью, но и прямо в доме хоронили своих умерших родичей. Иное дело, если наскальные рисунки и культовые захоронения являлись элементами своеобразного алтаря. Кстати, кострища, обнаруженные практически во всех изученных историками пещерах, свидетельствуют о том, что огонь, как и положено в древности, выполнял функцию ритуального, никогда не затухающего костра, а не являлся домашним очагом. Та¬кой «вечный огонь» отождествлялся с жизнью племени, и если в индивидуальном жилище, несмотря на все усилия первобытных людей сохранить источник тепла и света, он мог погаснуть, то в святилище этого не могло произойти никогда.

От огня, бережно сохраняемого у первобытных алтарей, пошла традиция негаснущего пламени в наиболее значимых языческих капищах более позднего периода. Так, например, целая система поддержания священного огня была выработана у африканцев племени гереро. Костер постоянно «кормили» специальными дровами, и за его сохранность отвечала девушка, которой полагалось оставаться девственницей. Целая группа девственниц-весталок поддерживала огонь в одном из наиболее почитаемых в Древнем Риме храмов богини Весты. Римляне были уверены, что процветание им обеспечено до тех пор, пока горит священный огонь. Вероятнее всего, эта традиция своими корнями уходит во времена троглодитов, когда пещеры являлись не жилищем для наших пращуров, а прообразом молельного дома, собора или храма…


Leave a Reply

Опрос

Сколько Вам лет?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...
Счетчик

Яндекс.Метрика

Азартные развлечения на online-vulcancasino.com в бесплатном режиме