Наружная реклама – ремесло или искусство?

Живописные вывески, получившие особую популярность в период Ренессанса и весьма распространенные на протяжении нескольких столетий, – явление, достойное внимания. Современниками этот вид творчества оценивался по-разному: одни считали производство вывесок ремеслом, сродни малярному делу, другие относились к нему как к искусству или, по крайней мере, культурному феномену, оказывающему влияние на искусство.

Истина же, вероятно, заключена в авторстве того или иного произведения. Конечно, подавляющее большинство тех, кто занимался писанием вывесок, были именно ремесленниками, не вникавшими в сложности и нюансы подлинной живописи. Да и среди профессиональных художников, бравшихся за подобные заказы, вывеска считалась скорее способом заработка, чем средством творческого самовыражения.

Однако, если по большей части эти рекламные изделия выглядели как «малевания», оправдывая пренебрежительное к себе отношение, тем интереснее те редкие шедевры, которые были созданы кистью настоящих мастеров. Среди них и Леонардо да Винчи, и Антуан Ватто, и Ганс Гольбейн Младший, и другие известные художники. К сожалению, в силу недолговечности подобных произведений, многие из них не уцелели, но во многих частных и государственных музейных коллекциях сохранились образцы подлинно художественных вывесок.

В российских городах живописные наружные вывески распространились в XVIII веке. Многое в них сохранилось от традиций русского лубка, и это не случайно, ведь среди изготавливавших их мастеров было немало лубочников. Характерные приметы таких произведений – яркость цвета, сочные контрасты, непропорциональные и несоразмерные, нарочито примитивные изображения.

Буйство творческой фантазии, рождавшее масштабные натюрморты или сюжетные вывески, изображающие сценки из жизни городских жителей, даже побуждало власти издавать специальные указы в попытках хоть как-то упорядочить это явление. Однако успеха подобные документы не имели, и если в центральной части городов продавцы еще ограничивались простыми надписями, сообщающими прохожим название торговой точки или имя ее хозяина, то на окраинах народное творчество процветало во всей своей наивной красе.

Несмотря на то, что примеры создания вывесок, ставших признанными шедеврами, немногочисленны, колоритные произведения самодеятельных художников оказывали реальное влияние на современное искусство. Да и для многих знаменитых впоследствии художников создание живописной рекламы было заметным жизненным этапом. Так, Петров-Водкин отозвался об этом ремесле как о «школе первой ступени» в своем творчестве. Истории известны и примеры европейских мастеров живописи, которые, будучи начинающими художниками, зарабатывали написанием вывесок на заказ.

И хотя имена большинства ремесленников, создававших эти старинные образцы наружной рекламы, остались неизвестными, появление и развитие живописных вывесок оказалось заметным этапом как в рекламном деле, так и в истории искусства.


Leave a Reply

Опрос

Сколько Вам лет?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...
Счетчик

Яндекс.Метрика

Азартные развлечения на online-vulcancasino.com в бесплатном режиме